af8cb938

Ашин Г К & Кравченко С А & Лозанский Э Д - Социология Политики (Сравнительный Анализ Российских И Американских Политических Реалий)



Г.К. Ашин, С.А. Кравченко, Э.Д. Лозанский
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
Сравнительный анализ российских и американских политических реалий.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Раздел II. Политические лидеры и элиты
Тема 7. ЭЛИТА: ПОНЯТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
1. Спор о термине
2. Этимология термина и его применение
3. Понятие "элита" в социологических исследованиях (операциональный
уровень термина)
4. Элита и правящий класс
Тема 8. СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ И ЭЛИТА В США
1. Теории политического плюрализма и их критики
2. Неоэлитизм. Модели политической структуры США
3. К дискуссии о структуре власти в США
4. Канун XXI века. Продолжение дискуссии
5. Типология концепций политической власти (конец XX века)
Тема 9. ОТ МОНИЗМА К ПЛЮРАЛИЗМУ (ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКИХ ЭЛИТ)
1. Закономерности смены элит
2. Дореволюционные российские элиты
3. Советская элита
4. Постсоветская элита
Тема 10. РЕКРУТИРОВАНИЕ ЭЛИТ В РОССИИ И США
1. Типологии рекрутирования элит
2. Особенности рекрутирования американских политико-административных элит
3. Рекрутирование элит в России
4. Сравнение российских и американских моделей рекрутирования элит
Тема 11. ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И США
1. Понятие элитного образования
2. Из истории элитного образования
3. Опыт элитного образования в России
4. Элитное образование и социальная справедливость
5. Социология элитного образования
6. Государство и элитное образование
7. Элитное образование в США
8. Некоторые выводы
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ И ЭЛИТЫ
Тема 7. Элита: понятие и реальность
Сравнительные исследования социально-политических систем (а нас интересует
прежде всего сравнительный анализ социально-политических систем России и США)
многие социологи и политологи начинают с анализа их элит, в концентрированном
виде отражающих сущность, специфику той или иной политсистемы. Такой подход в
определенной мере оправдан, с положением об особой важности исследований элит
в любых социально-политических системах можно согласиться, при условии, что их
роль не будет абсолютизироваться, роль субъекта социально-политического
процесса не будет отводиться целиком элитам, как это имеет место у ряда
элитологов, начиная с Г. Моски.
Известные специалисты по политической социологии М. Доган и Дж. Хигли в
книге по компаративным исследованиям современных элит пишут, что политические
режимы обычно рождаются в условиях кризиса, который влечет за собой острую
конфронтацию политических элит, и характер этих элит неминуемо накладывает
свой отпечаток на весь характер тех или иных политических режимов. Отметим,
что для обоснования этого тезиса авторы обращаются к опыту России XX века, где
советский режим был рожден в
[227]
революционном кризисе 1917 года, постсоветский - в кризисе 1991 года(1).
Проблема элиты - важный аспект проблемы субъекта исторического процесса.
На вопрос, кто является субъектом истории, может быть дан самый общий ответ -
люди. Но он нас не удовлетворит именно в силу этой общности. Ведь на деле этот
объект весьма дифференцирован. Не все люди одинаково "субъектны", некоторые
пассивны, некоторые выступают не двигателем, а тормозом социального прогресса.
Это относится и к различным классам и социальным группам. Разные люди, разные
сегменты общества обладают разным уровнем пассионарности.
Проблема элиты тесно связана с проблемой разделения труда в обществе,
элементом которой является дифференциация общества на руководителей (их всегда
меньшинство) и руководимых. Это в определенной степени коррелируется с
биологическими, психологич



Назад